Японское море

Исходные материалы, способы наблюдений и обработки

История исследований показывает, что о ледовых условиях Японского моря собран весьма обширный, хотя и разрозненный материал наблюдений. Все имеющиеся материалы о льдах можно распределить на три категории: береговые наблюдения, судовые наблюдения открытого моря и результаты ледовых авиационных разведок. Первые две категории наблюдений помещены в соответствующих справочниках и проанализированы в диссертации Г.А.Столяровой (1960). Результаты авиаразведок хранятся в архивах организаций, которые их выполняют.

Береговые наблюдения, в отличие от остальных, имеют большие ряды стационарных наблюдений и производятся синхронно с наблюдениями других гидрометстанций. Но длинные ряды прибрежных наблюдений не отражают общие закономерности развития ледяного покрова в открытом море, а также почти не могут помочь для судоходства вдали от берегов. Судовые же наблюдения позволяют получить ледовые данные непосредственно в открытом море, что позволяет в какой-то мере определить общий характер распределения льдов в море, выявить наиболее желательные трассы судов во льдах при ледокольном и без ледокольном плавании и найти общие закономерности движения льдов.

К недостаткам судовых наблюдений следует отнести непостоянство наблюдений, небольшой район наблюдений, а также не всегда точное определение координат судна, если прокладка курса ведется по счислению при плохих метеоусловиях. Вместе с тем, судовые и береговые наблюдения дают более верную характеристику физического состояния льда, чем авиационные. В настоящее время авиаледовые наблюдения прекращены. Их заменила спутниковая информация, которая имеет много преимуществ: большой обзор наблюдений, частую их повторяемость, высокую точность привязки и, практически, мгновенную оперативность использования. К сожалению, спутниковые наблюдения не могут полностью заменить визуальные самолетные: не все элементы ледяного покрова определяются с необходимой точностью, весьма вольное дешифрирование снимков, связанное с индивидуальными особенностями специалиста.

В основу исследований ледовых условий Японского моря были положены материалы авиаразведок льда, выполнявшиеся в Татарском проливе и заливе Петра Великого с осени 1950 по весну 1992 года. Эти авианаблюдения выполнялись практически ежедекадно с декабря по апрель. Они представляют архив ежегодных авиаледовых альбомов карт, по которым определяется положение кромки льда и припая, сплоченность, возраст, формы, торосистость, заснеженность и разрушенность льда. В отдельных случаях на картах отмечаются разрежения и сжатия льда, направление трещин и разводий, направление дрейфа льда и его загрязненность.

Сроки начала льдообразования и окончательного очищения определялись по данным морских гидрометстанций с момента их открытия по 1992 год. Для этих целей было привлечено 26 гидрометстанций. В последние годы для уточнения границ распространения льда вне пределов двух вышеуказанных акваторий использовались спутниковая информация и попутные судовые наблюдений. Цифровые данные (сплоченность, торосистость, заснеженность, разрушенность, разреженность и загрязненность льда) обрабатывались поквадратно и относились к центрам квадратов. Размер квадрата для залива Петра Великого принимался равным 10'Х10', а для Татарского пролива 30'Х30'.

Границы кромок льда, припая, различных видов и форм льда представлены в изолиниях вероятности: 0, 25, 50, 75 и 100%. Изолиния 50% соответствует среднему многолетнему распределению в рассматриваемую декаду. Она выбрана в виде моды из искомого ряда наблюдений. Границы 25 и 75% соответствуют квантилям данного ряда, а линии 0 и 100% соответствуют максимальным и минимальным положениям границ определяемого параметра льда. Например, если на чистый бланк Японского моря нанести 41 границу распространения льда по числу ряда лет наблюдений, то получится поле изолиний. В этом поле 21-я линия является модой и принимается равной вероятности встречи со льдом 50%, отображая среднюю границу распространения льда. Соответственно, 11-я и 31-я линии являются квантилями, а крайние 1-я и 41-я линии представляют собой вероятности встречи со льдом 0 и 100%; они являются предельными экстремальными положениями кромки льда за рассматриваемый ряд лет. Изолиния вероятности встречи со льдам 0% предупреждает о том, что в данную декаду южнее нее лед за последние 41 год не встречался, а изолиния 100% указывает на то, что севернее нее лед наблюдался во все без исключения годы.

В 1964-65 гг. Сахалинским УГМС в Татарском проливе были выполнены специализированные наблюдения над дрейфом льда с помощью ведомственных радиолокационных систем и пассивных отражателей. Характер наблюдений заключался в следующем. На траверсе порта Ванино с судна на лед выставлялись два пассивных отражателя на металлических понтонах. За их дрейфом велось наблюдение с помощью наземных РЛС: производились ежечасные определения координат отражателей с точностью до 0,2 мили. При выходе отражателей на чистую воду их подбирало патрульное судно, входило в лед и устанавливало в прежнем районе. С помощью этих наблюдений была выявлена роль приливов и течений на дрейф льда. Иногда льдины маркировались группами елок или металлических бочек.

© 2004 ДВНИГМИ




Общие сведенияМетеорологияГидрологияГидрохимия