Японское море

Особенности в пунктах

Схема пунктов
Схема пунктов

Ванино

Основная трасса зимнего плавания в порт Ванино проходит от кромки льда через точки с координатами 48°с.ш. 141°в.д. - 49°с.ш. 140° 35°в.д.. При западных и северо-западных ветрах предпочтительнее прибрежный вариант: от кромки льда к м. Золотой и далее вдоль берега к порту Ванино (рисунок в гл. «Общие сведения»). В умеренные и мягкие зимы обычно используются оба варианта плавания, а в суровые зимы - в основном прибрежный. Протяженность пути во льдах на трассах зависит от суровости зимы и ветровых условий (таблица в гл. «Общие сведения). По прибрежному варианту протяженность пути во льдах на 10-15 миль больше чем на основной трассе. Но увеличение пути в первом случае компенсируется более благоприятными ледовыми условиями при отжимных западных и северо-западных ветрах.

Так, в феврале суровых зим протяженность пути в сплоченных серо-белых и однолетних льдах по прибрежному варианту плавания в среднем на 40-45 миль меньше, чем на основной трассе. В целом ухудшение ледовой обстановки на обеих трассах плавания происходит от декабря к февралю. Если в начале этого периода на трассах встречается разреженный битый лед и начальные виды, то в январе лед переходит в стадию серо-белого, уплотняется, появляются обломки ледяных полей. В феврале в суровые зимы трассы заполняются сплоченными и сплошными полями серо-белого и белого льда. Но при сильных и продолжительных западных и северо-западных ветрах у материкового берега образуются полыньи, шириной до 10 миль. При ослаблении или изменении направления ветра эти полыньи заполняются молодым льдом. В умеренные и мягкие зимы серо-белый лед занимает около 50% общей протяженности основной трассы и 10-15% протяженности прибрежного варианта трассы. В марте общая протяженность плавания во льдах на трассах сокращается, средняя ширина прибрежной зоны с молодым льдом суживается до 2-5 миль, расширяется прикромочная зона с битым льдом до 10-15 миль, но на основной трассе преобладают сплоченные обломки ледяных полей тонкого однолетнего льда.

В апреле трассы к порту Ванино очищаются от льда. Отдельные пятна мелкобитого редкого льда можно встретить при плавании прибрежным вариантом между мысами Песчаный - Красный Партизан. Следует иметь в виду, что в зимы всех типов предельной возрастной стадией дрейфующего льда в южной части Татарского пролива является тонкий однолетний лед, причем в районе трасс плавания в порт Ванино его количество среди общей сплоченности не превышает 4 баллов. Южнее мыса Красный Партизан у берега он встречается лишь в марте. На трассах в порт Ванино возникают ветровые и приливные сжатия льда. Ветровые сжатия появляются при сильных ветрах восточного сектора, которые способствуют сплочению льда у приморского побережья. В этих случаях наиболее неблагоприятная ледовая обстановка складывается в районе прибрежного варианта трассы на участке между мысами Песчаный - Красный Партизан. Приливные сжатия наблюдаются в сплошных льдах на малой воде. В мористых участках трассы сжатия обычно не превышают одного балла, а у берега материка и особенно вблизи мысов они достигают 2-3 баллов.

При совокупном воздействии восточного ветра и приливном сжатии между мысами Датта – Красный Партизан у берега может образоваться зона сплошного тертого и набивного льда толщиной до 400 см. Этот лед смерзается с берегом, а на его границе образуется визуально заметный дрейфораздел с поясами торошения. Мористая часть дрейфораздела дрейфует на юг, напоминая ледоход на реке. В отлив максимальная скорость дрейфа "ледовой реки" может достигать 3 м/с. Продолжительность ледового периода на трассах в порт Ванино изменяется от 3,5 до 5 месяцев. На трассе самостоятельно работают паром - ледоколы и суда класса УЛА. Движение во льдах судов более низкого класса происходит в сопровождении номерного (портового) ледокола. В исключительно сложных случаях при сильных сжатиях льда для проводки требуется ледокол типа "Москва".

Выбор варианта плавания в порты Ванино зависит от суровости зимы и ветровых условий. При северо-восточных ветрах, характерных для мягких зим, дрейфующий лед концентрируется у материкового побережья Татарского пролива. Его кромка направлена с юго-запада на северо-восток. В районе прибрежного варианта трассы проходит сплочение льда и увеличивается вероятность сжатия. Проводку судов в этом случае целесообразно осуществлять по основному варианту трассы через центральную часть Татарского пролива. Сильные северо-западный и западный ветры, имеющие наибольшую повторяемость в суровые зимы, оттесняют лед от материка на расстояние до 15 миль. В таких ситуациях проводка в порт Ванино легче выполняется по прибрежному варианту. В умеренные зимы, в зависимости от направления ветра, для проводки судов используются оба варианта трассы.

Следует знать, что разные ветровые ситуации встречаются в зимах любого типа. Поэтому в каждом конкретном случае оптимальный вариант плавания во льдах выбирается исходя из наблюдающихся ветровых условий: при ветрах восточного сектора предпочтительнее основной вариант, западного - прибрежный.

Владивосток

Зимние трассы из порта Владивосток также проходят по участкам со слабым ледяным покровом. Наиболее легкие условия плавания отмечаются на подходах к порту со стороны Уссурийского и южной части Амурского заливов. Лед здесь нарастает до стадии серо - белого. Непосредственно у кромки зимой преобладает полоса битого редкого льда шириной около пяти миль. Севернее она переходит в зону битого разреженного льда ширина, которой не превышает десяти миль. Средняя часть Амурского и Уссурийского заливов в январе-феврале заполнена, в основном, сплоченным льдом с повторяемостью до 40% крупных форм. Самым сложным районом плавания в заливе Петра Великого является северная половина Амурского залива, покрывающаяся зимой неподвижным льдом. Протяженность февральской трассы в припае в различные зимы изменяется от 5 до 16 миль, а толщина - от 55 до 75 см.

Продолжительность ледового периода на трассах из порта Владивосток существенно зависит от типа зимы. По Уссурийскому заливу в умеренные зимы она составляет около двух с половиной месяцев, в суровые зимы увеличивается до трех с половиной, а в мягкие зимы - уменьшается до одного месяца. Продолжительность периода со льдом на трассе плавания к нефтебазе в мягкие зимы составляет около трех месяцев, а в умеренные и суровые увеличивается соответственно на 2 и 4 декады. Практика зимней навигации показывает, что с образованием припая в районе нефтебазы должен работать портовый ледокол типа "Василий Поярков", поддерживающий канал в припае и обеспечивающий околку судов и их проводку от причала нефтебазы в район с молодым плавучим льдом. Работа этого ледокола прекращается с разрушением припая в районе причала нефтебазы. Нередко в течение декады после образования припая и за декаду до его разрушения на этих работах использовался ледокол "Илья Муромец" или другой, имеющий меньшую мощность. В период с наибольшим распространением припая трасса на нефтебазу прокладывается ближе к западному берегу Амурского залива, в районе с более тонким (рисунок в гл. «Общие сведения») и менее торосистым льдом. На параллели п-ова Песчаный она поворачивает на восток к причалу нефтебазы.

Де-Кастри

Основная трасса зимнего плавания в порт Де-Кастри проходит по центральной части Татарского пролива через точки с координатами 48°40'с.ш., 141°30'в.д.-51°25'с.ш., 141°05'в.д. В зависимости от ледовой обстановки используется еще два варианта трассы: западный или восточный (рисунок в гл. «Общие сведения»). Наибольшая протяженность трассы во льдах наблюдается на западном варианте, наименьшая - на восточном (таблица в гл. «Общие сведения»). Значительной сложностью ледовых условий отличается февраль. К этому времени в суровые зимы центральная часть Татарского пролива заполняется сплоченными полями сморози белого и серо-белого льда. Но у берега материка при сильном западном и северо-западном ветре часто образуются полыньи, заполняемые ниласом и серым льдом. В умеренные зимы на восточном варианте трассы преобладают крупные формы серо-белого и тонкого однолетнего сплоченного льда, а в районе основной трассы и западного варианта - разные формы серого и серо-белого льда.

Для мягких зим характерны наиболее легкие ледовые условия в восточной части Татарского пролива и немного сложнее в районе основной трассы. Здесь преобладают обломки полей и битые формы серого льда. У материкового берега в это время преобладают крупные формы серо-белого льда. В целом ледяной покров в феврале на трассах отличаются высокой сплоченностью и крупными формами во все типы зим. Исключение представляет лишь прикромочная зона шириной 5-15 миль, где преобладают редкие и разреженные мелко-крупнобитые льды. Продолжительность ледового периода на трассах в зависимости от суровости зимы изменяется от 4 до 5,5 месяцев. Зимняя навигация при умеренном развитии ледовых процессов осуществляется по основному (центральному) варианту трассы. Этому способствует формирование в вершине и средней части Татарского пролива зоны с минимальной торосистостью льда. Выбор другого варианта трассы зависит от наличия полыньи или разреженного льда вдоль сахалинского берега на участке мыс Ламанон - Пильво и вдоль приморского берега между мысами Песчаный - Сюркум.

Плавание вдоль материкового берега (западный вариант трассы) наиболее целесообразен в периоды продолжительных западных - северо-западных ветров, характерных для суровых зим. При этом происходит оттеснение массива льда в центральную и восточную части Татарского пролива, а у западного берега образуется полынья шириной от 5 до 15 миль, заполняемая начальными видами льда. При исчезновении полыньи в суровые зимы лучше использовать основной вариант трассы. В умеренные и мягкие зимы, для которых характерно уменьшение северо-западного и усиление северо-восточного ветров, стабильная полынья образуется у берега о-ва Сахалин, а кромка льда ориентирована с юга-запада на северо-восток. Наиболее оптимальным в этом случае является восточный вариант трассы. Его особенность состоит в максимальном продвижении судов на север вдоль кромки по чистой воде и дальнейшее форсирование по кратчайшему пути участка с ледяным покровом. Но при частой смене ветра со значительной западной и восточной составляющими и промежуточным затишьем наиболее труднопроходимый торосистый лед может сформироваться в центральной части пролива, а вдоль его восточного и западного берегов ледовые условия могут быть более легкими. В этих условиях плавание по основному варианту трассы нецелесообразно. Следует иметь в виду, что наиболее сильные сжатия и торошения льда, опасные для мореплавателей, возникают у выступающих в море мысов в условиях нажимного на берег ветра.

Находка

Протяженность пути во льдах на подходах к порту Находка незначительна и даже в суровые зимы не превышает 20 миль (таблица в гл. «Общие сведения»). Основная трасса пролегает через залив и бухту Находка, в разреженных и сплоченных битых льдах, возраст которых не старше серо - белого. Исключение пожалуй составляют суровые зимы, когда в январе-феврале на трассе возможна встреча с обломками ледяных полей и вкраплениями тонкого однолетнего льда; общая сплоченность льда может увеличиваться до 9 баллов. Преобладающий северный ветер и орография берега обусловливают накопление льда в бухте Находка. Залив Находка при этом, наоборот, имеет тенденцию к очищению от льда. Продолжительность ледового периода на находкинской трассе изменяется от 2,5 до 4 месяцев. Регулярное движение судов не позволяет образовываться припаю на трассе и поэтому швартовка судов в порту обеспечивается буксирами. Плавание судов на трассе затруднено для судов без ледового класса, а в середине зимы и для судов с ледовым подкреплением.

Ольга

Трасса в порт-пункт Ольга проходит по центру залива Ольги. Устойчивый ледяной покров образуется лишь в северной и центральной частях залива. Протяженность пути во льдах невелика- от 3 до 25 миль. В январе и феврале на трассе преобладает разреженный мелкобитый серый и серо-белый лед. И лишь иногда южные ветер и волнение взламывают припай в вершине залива, который впоследствии выносится на судоходную трассу. В этих случаях на трассе можно встретить крупнобитые льдины и обломки полей белого льда. При этом ветер южного сектора увеличивает сплоченность льда, а северного - уменьшает. Продолжительность ледового периода на трассе изменяется от 3,5 до 5 месяцев. При регулярной околке портовой акватории плавание на трассе в порт-пункт Ольга затруднено лишь судам без ледового класса. При расширении акватории порта в сторону гавани Тихая Пристань ледовые условия у этих причалов будут более сложными.

Посьет

Трассы из порта Посьет проходят по участкам со слабым ледяным покровом. Наибольшая протяженность пути во льдах –75 миль - наблюдается на трассе Посьет-Владивосток в суровую зиму. При плавании в сторону Корейского пролива протяженность пути во льдах в среднем составляет около 10 миль и лишь в средине суровой зимы увеличивается до 32 миль. Предельной возрастной стадией на трассе в заливе Посьета является серо-белый лед и только весной здесь возможна встреча с единичными белыми льдинами которые образовались из разрушающегося припая. На трассах преобладает битый разреженный лед. В январе он может перейти в стадию сплоченного с повторяемостью ледяных полей и их обломков до 30%. Продолжительность ледового периода на трассах в заливе Посьета в умеренные зимы составляет три месяца, а в суровые и мягкие соответственно на месяц больше или меньше. В суровые и умеренные зимы для околки порта в январе–марте периодически используются портовый ледокол. Навигация зимой в порт Посьет практически затруднена только для судов без ледового класса.


© 2004 ДВНИГМИ




Общие сведенияМетеорологияГидрологияГидрохимия