|
 |
Общие сведения
Особенности зимних плаваний
В Японском море навигация поддерживается круглогодично. Порты и порт-пункты
южной части Приморья обслуживаются теплоходами, паромами и другими судами,
перевозящими грузы и пассажиров. Из портов Владивосток, Восточный, Посьет,
Находка, Ванино судоходные трассы направлены в Японию и южные моря через
Корейский пролив. Проливами Сангарский и Лаперуза порты Приморья связываются
с северо-восточными районами страны, Арктикой, Канадой и США. В Амурском
заливе на нефтебазе ведется регулярная бункеровка судов топливом. Отсутствие
узкостей и скрытых опасностей в заливе Петра Великого и вдоль восточного
побережья Приморья южнее мыса Золотого, а так же наличие здесь слабого
ледяного покрова позволяет судоводителям не придерживаться определенных
курсов движения судов. Поэтому в указанных районах практически не существует
строго намеченных зимних судоходных трасс, за исключением, пожалуй, подходов
к нефтебазе в Амурском заливе. В последнем случае трасса прокладывается
и поддерживается в припае портовым ледоколом. Основные пути движения судов
в заливе Петра Великого представлены на рисунке. Приведенные маршруты
плавания практически не зависят от межгодовой изменчивости ледовых условий
и, как правило, не требуют изменений.
Схема зимних ледовых трасс Японского моря
В более сложных климатических условиях расположены порты и порт - пункты
Татарского пролива, обслуживаемые зимой ледоколами, паром - ледоколами,
судами класса УЛА, УЛ и Л. Зимняя навигация в самый северный порт Японского
моря Де-Кастри связана с наибольшими трудностями и в опытном варианте
осуществляется лишь с 1975 года. Типовые трассы во
льдах Татарского пролива в умеренные зимы представлены на рисунке, из
которого видно, что в северные порты Японского моря судоходство осуществляется
несколькими вариантами: по центральной, западной и восточной частям Татарского
пролива. При этом в разные по суровости зимы протяженность трасс существенно
меняется. В таблице 1 приведены типовые протяженности плавания во льдах
на трассах Японского моря в период наибольшего развития ледяного покрова.
Таблица 1
Повторяемость лет (%) наступления максимальной ледовитости
Типы зимы |
Трассы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Суровая |
75 |
32 |
56 |
57 |
57 |
20 |
25 |
73 |
84 |
220 |
198 |
207 |
Умеренная |
57 |
12 |
29 |
29 |
54 |
7 |
10 |
59 |
75 |
206 |
166 |
162 |
Мягкая |
12 |
5 |
8 |
8 |
33 |
3 |
3 |
53 |
65 |
199 |
156 |
146 |
|
Суровость зимы определялась по суммам градусодней мороза за зимний период.
Умеренные зимы оценивались как 20-процентное отклонение от средних значений,
а экстремумы (суровая и мягкая) составляли 30 процентов от крайних значений
сумм градусодней мороза. Все годы разделялись на три указанные градации,
по каждой из которых высчитывалась типовая (осредненная) протяженность
трассы во льдах.
|
------- варианты трасс; ------ граница наибольшего распространения льда; ------ основные трассы;