Японское море

Общие сведения

Особенности зимних плаваний

В Японском море навигация поддерживается круглогодично. Порты и порт-пункты южной части Приморья обслуживаются теплоходами, паромами и другими судами, перевозящими грузы и пассажиров. Из портов Владивосток, Восточный, Посьет, Находка, Ванино судоходные трассы направлены в Японию и южные моря через Корейский пролив. Проливами Сангарский и Лаперуза порты Приморья связываются с северо-восточными районами страны, Арктикой, Канадой и США.

В Амурском заливе на нефтебазе ведется регулярная бункеровка судов топливом. Отсутствие узкостей и скрытых опасностей в заливе Петра Великого и вдоль восточного побережья Приморья южнее мыса Золотого, а так же наличие здесь слабого ледяного покрова позволяет судоводителям не придерживаться определенных курсов движения судов. Поэтому в указанных районах практически не существует строго намеченных зимних судоходных трасс, за исключением, пожалуй, подходов к нефтебазе в Амурском заливе. В последнем случае трасса прокладывается и поддерживается в припае портовым ледоколом. Основные пути движения судов в заливе Петра Великого представлены на рисунке. Приведенные маршруты плавания практически не зависят от межгодовой изменчивости ледовых условий и, как правило, не требуют изменений.

Схема зимних ледовых трасс Японского моря
Схема зимних ледовых трасс Японского моря
Условные обозначения:
------- варианты трасс; ------ граница наибольшего распространения льда; ------ основные трассы; - порты и порт-пункты; - пункты ледовых наблюдений

В более сложных климатических условиях расположены порты и порт - пункты Татарского пролива, обслуживаемые зимой ледоколами, паром - ледоколами, судами класса УЛА, УЛ и Л. Зимняя навигация в самый северный порт Японского моря Де-Кастри связана с наибольшими трудностями и в опытном варианте осуществляется лишь с 1975 года. Типовые трассы во льдах Татарского пролива в умеренные зимы представлены на рисунке, из которого видно, что в северные порты Японского моря судоходство осуществляется несколькими вариантами: по центральной, западной и восточной частям Татарского пролива. При этом в разные по суровости зимы протяженность трасс существенно меняется. В таблице 1 приведены типовые протяженности плавания во льдах на трассах Японского моря в период наибольшего развития ледяного покрова.


Таблица 1
Повторяемость лет (%) наступления максимальной ледовитости

Типы зимы Трассы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Суровая 75 32 56 57 57 20 25 73 84 220 198 207
Умеренная 57 12 29 29 54 7 10 59 75 206 166 162
Мягкая 12 5 8 8 33 3 3 53 65 199 156 146
Примечание.
Трассы: 1 - Посьет- Владивосток;
2 - Посьет - кромка льда;
3 - Владивосток - Находка;
4 - Владивосток - кромка льда;
5 - Владивосток - нефтебаза Амурский залив;
6 - Находка - кромква льда;
7 - Ольга - кромка льда;
8 - Ванино - основной вариант;
9 - Ванино - прибрежный вариант;
10 - Де-Кастри - западный вариант;
11 - Де-Кастри - основной вариант;
12 - Де-Кастри - восточный вариант.

Суровость зимы определялась по суммам градусодней мороза за зимний период. Умеренные зимы оценивались как 20-процентное отклонение от средних значений, а экстремумы (суровая и мягкая) составляли 30 процентов от крайних значений сумм градусодней мороза. Все годы разделялись на три указанные градации, по каждой из которых высчитывалась типовая (осредненная) протяженность трассы во льдах.


© 2004 ДВНИГМИ




Общие сведенияМетеорологияГидрологияГидрохимия