|
Общие сведенияОсобенности зимних плаванийВ Японском море навигация поддерживается круглогодично. Порты и порт-пункты южной части Приморья обслуживаются теплоходами, паромами и другими судами, перевозящими грузы и пассажиров. Из портов Владивосток, Восточный, Посьет, Находка, Ванино судоходные трассы направлены в Японию и южные моря через Корейский пролив. Проливами Сангарский и Лаперуза порты Приморья связываются с северо-восточными районами страны, Арктикой, Канадой и США. В Амурском заливе на нефтебазе ведется регулярная бункеровка судов топливом. Отсутствие узкостей и скрытых опасностей в заливе Петра Великого и вдоль восточного побережья Приморья южнее мыса Золотого, а так же наличие здесь слабого ледяного покрова позволяет судоводителям не придерживаться определенных курсов движения судов. Поэтому в указанных районах практически не существует строго намеченных зимних судоходных трасс, за исключением, пожалуй, подходов к нефтебазе в Амурском заливе. В последнем случае трасса прокладывается и поддерживается в припае портовым ледоколом. Основные пути движения судов в заливе Петра Великого представлены на рисунке. Приведенные маршруты плавания практически не зависят от межгодовой изменчивости ледовых условий и, как правило, не требуют изменений. В более сложных климатических условиях расположены порты и порт - пункты Татарского пролива, обслуживаемые зимой ледоколами, паром - ледоколами, судами класса УЛА, УЛ и Л. Зимняя навигация в самый северный порт Японского моря Де-Кастри связана с наибольшими трудностями и в опытном варианте осуществляется лишь с 1975 года. Типовые трассы во льдах Татарского пролива в умеренные зимы представлены на рисунке, из которого видно, что в северные порты Японского моря судоходство осуществляется несколькими вариантами: по центральной, западной и восточной частям Татарского пролива. При этом в разные по суровости зимы протяженность трасс существенно меняется. В таблице 1 приведены типовые протяженности плавания во льдах на трассах Японского моря в период наибольшего развития ледяного покрова.
Суровость зимы определялась по суммам градусодней мороза за зимний период. Умеренные зимы оценивались как 20-процентное отклонение от средних значений, а экстремумы (суровая и мягкая) составляли 30 процентов от крайних значений сумм градусодней мороза. Все годы разделялись на три указанные градации, по каждой из которых высчитывалась типовая (осредненная) протяженность трассы во льдах. |
------- варианты трасс; ------ граница наибольшего распространения льда; ------ основные трассы; - порты и порт-пункты; - пункты ледовых наблюдений